Кубик Блума: шаблоны, описание, методика использования

Шаблон кубика Блума - распечатать и скачать
для вырезания
цветные
черно-белые
из бумаги
из картона

"Кубик Блума" - один из популярных практических приемов, развивающий критическое мышление детей. Давайте разберемся как его использовать и как сделать (шаблоны для распечатки вы найдете внизу страницы). 

Разработал метод Бенджамин Блум - американский ученый и психолог - педагог. Он считал, что школа должна научить ребенка решать проблемы, с которыми придется сталкиваться в жизни.

Польза метода Блума

Бенджамин Блум объединил основные образовательные цели в несколько групп:

  • закрепление и анализ полученных знаний;

  • эмоциональный отклик учащихся на полученные знания;

  • использование полученных знаний на практике.

Этот метод обучает учеников решать проблемные вопросы самостоятельно, опираясь на уже полученные знания и умения, а также используя опыт, наблюдательность, логику и творческое мышление.

Как использовать кубик Блума

Для начала вам понадобится бумажный куб ( еще лучше, если его сделать из плотного картона), на гранях которого написано:

  • назови,

  • почему,

  • объясни,

  • предложи,

  • придумай,

  • поделись.

Развертки "Кубика Блума" можно скачать внизу страницы в хорошем качестве. 

Родитель или педагог формулирует тему и подбирает к каждому слову на кубике круг вопросов, который позволит детям повторить и закрепить изученный материал.

Взрослый подбрасывает кубик. Та грань, которая выпала, указывает на тип вопроса, который следует задать детям (то есть вопрос должен начинаться со слова на грани).

Альтернативный вариант - вопросы формулируют сами дети, а затем задают их своим друзьям (одноклассникам). Один из них отвечает на вопросы. Если ответ неполный, то друзья (одноклассники) могут дополнить его и скорректировать неточности.

Примечание. Каждый раз, когда вы бросаете кубик, вы привлекаете к обсуждению большее количество детей. Что это дает? Это повышает эффективность занятия и понимание темы, помогает выявить пробелы в знаниях. Кроме того, этот метод учит детей анализировать и интерпретировать информацию, строить гипотезы и отстаивать собственную точку зрения.

Кратко о типах вопросов "Кубика Блума"

Назови

Вопросы, направленные на воспроизведение знаний: ребенок называет предмет, явление, термин и т.д

Примеры.

  • Назови географические объекты, вблизи которых произошла битва [официальное название].
  • Назови ассоциацию, которую вызывает [название предмета или явления].
  • Назови компоненты действия сложения.
  • Назови главных героев романа "Война и мир". 

Почему

Вопрос для формулирования причинно-следственных связей: ученик должен описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением. Это открытый вопрос, развивающий аналитическое мышление ребенка.

Примеры.

  • Почему математику называют «царицей» наук?
  • Почему вымерли динозавры?
  • Почему критики назвали [название произведения] психологическим романом?

Объясни 

Вопросы для уточнения, помогающие детям сфокусироваться на разных сторонах обсуждаемой темы. Обычно эти вопросы начинаются с фраз вроде «объясни свою точку зрения...", "ты действительно считаешь, что...» или «ты уверен, что...».

Примеры.

  • Объясни ценность [название открытия] для человечества.
  • Объясни роль мягкого знака в словах.
  • Объясни значение кислорода в жизни человека.

Предложи 

Ученик предлагает свои идеи/варианты того, как можно использовать те или иные знания на практике, или ищет пути решения конкретных ситуаций.

Примеры.

  • Предложи свои варианты использования таблицы умножения.
  • Предложи, где могут понадобиться знания по грамматике [название языка]?
  • Где и как понадобится таблица Д. Менделеева?
  • Предложи, где и как можно применять знания по теории вероятности?

Придумай 

Это творческие вопросы, содержащие элемент предположения и выдумки. Дети развивают стратегическое мышление (что будет, если..., придумай, как...).

Примеры.

  • Придумай, как будет выглядеть планета, если из нее исчезнут все источники пресной воды?
  • Придумай, как изменится мир, если ученые изобретут формулу бессмертия?
  • Придумай, как бы использовался [название закона] в наше время?

Поделись

Вопросы для анализа и оценки фактов/полученной информации. Каждый из вопросов обязательно должен апеллировать к эмоциям ребенка. Альтернативные варианты вопросов: что вы чувствуете, когда..., почему вы выбрали...

Примеры.

  • Какие эмоции у тебя вызывает музыка Бетховена?
  • Поделись, почему из всех стихов Пушкина ты выбрал для изучения именно этот?
  • Поделись своими впечатлениями от [название произведения].

Формулировку вопросов для младших школьников методисты советуют упростить:

  • Опиши. Форма, цвет, имя и т. д.

  • Сравни. Ребенок сравнивает предметы и явления с подобными, а затем указывает на сходства и различия.

  • Проанализируй. Ученик или ученица может проанализировать, например, значение эпитетов и метафор в стихотворении.

  • Примени. Например, учащиеся приводят возможные варианты использования воды в различных состояниях (жидком, твердом и газообразном).

  • Оцени. Ребенок указывает на достоинства и недостатки предмета/явления.

  • Ассоциации. Младшие школьники рассказывают, с чем у них ассоциируется предмет или явление.

Распечатать и скачать шаблоны кубика Блума

ниже вы найдете цветной шаблон, черно-белый, пустой (формулировку вопросов можно заполнить самостоятельно).

 

Image
Image
Image
Image
Image